Астрономы МГУ открыли и исследовали необычный белый карлик
9.09.2020

Астрономы МГУ открыли и исследовали необычный белый карлик

Группа научных сотрудников и студентов ГАИШ МГУ открыла и исследовала горячий, быстровращающийся белый карлик рекордно большой массы. Посвященная этому уникальному объекту работа опубликована в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society: Letters. Комплексный анализ быстро растущего числа новых источников, открываемых в обзорах неба на разных длинах волн, позволяет обнаружить ранее неизвестные астрономические объекты с параметрами, значительно отличающимися от средних. Такие источники представляют наибольший интерес для физики и эволюции небесных тел.

При анализе данных каталогов GAIA и PAN-STARRS для поиска тусклых, но горячих объектов в непосредственной близости от Солнечной системы (менее 100 парсек), ученые ГАИШ МГУ обнаружили необычно горячий белый карлик (БК) с температурой в несколько десятков тысяч градусов, втрое выше температуры большинства наблюдаемых белых карликов. Более детальное исследование этой звезды проводилось по наблюдениям, проведенным на новых 2.5-м и 0.6-м телескопах Кавказской горной обсерватории ГАИШ МГУ весной 2020 года.

Полученные фотометрические данные и спектры позволили уточнить физические параметры источника. Оказалось, что открытый БК имеет атмосферу из гелия и водорода с температурой T=31000 К, а масса его — 1.33 солнечной, что всего лишь на 3% ниже предельно возможной массы для БК (т.н. предел Чандрасекара). Кроме того, было обнаружено, что белый карлик вращается с очень большой скоростью — при радиусе в несколько тысяч километров период его осевого вращения составляет чуть менее 6 минут! Большая масса и быстрое вращение этого БК объясняется тем, что он образовался в результате слияния двух менее массивных белых карликов примерно 300 миллионов лет назад.

«Планируется дальнейшее исследование этого объекта. Оно будет важно для изучения процесса слияния двойных белых карликов и условий, которые могут привести при слиянии к взрыву термоядерной сверхновой звезды типа Ia. Такие сверхновые являются основным поставщиком элементов группы железа во Вселенной. Они также играют большую роль в современной космологии, так как мощность их излучения используется в качестве “стандартных свечей”, по которым измеряется скорость расширения Вселенной», — рассказал заместитель директора ГАИШ МГУ Александр Белинский.

Новости Объявления Пресс-служба Сайты МГУ