Фантомы независимой науки
11.01.2007

Написано в "Газете Ру":

«Газете.Ru» удалось зафиксировать верх журналистского искусства. Коллеги из «Независимой газеты» почти год берут комментарий по астрономическим событиям у мёртвого человека.

Во вторник «Независимая газета» опубликовала статью «Магнитные фантомы космоса», в которой рассказывается теория несуществования чёрных дыр. Теория такая действительно есть: она гласит, что на самом деле астрономы наблюдают так называемые магнитосферные вечно коллапсирующие объекты (МЕСО).

ТЕОРИЯ МЕСО

В соответствии с теорией MECO, объекты в нашей Вселенной никогда не могут в результате коллапса сформировать черные дыры. Когда объект достигает крайне высокой плотности и температуры, субатомные частицы начинают появляться и исчезать в огромном количестве, вырабатывая мощное излучение. Направленное вовне давление от этого излучения сдерживает коллапс, таким образом, объект остается раскаленным сгустком плазмы, а не превращается в черную дыру. Инопресса со ссылкой на New Scientist

Правда, автор этой теории - известный своими экзотическими идеями Рудольф Шилд из Гарвард-Смитсонианского астрофизического центра в Кембридже, штат Массачусетс. Как пояснили «Газете.Ru» сотрудники Государственного астрономического института имени Штернберга (ГАИШ), Шилд накопил огромный (и действительно интересный) массив данных по квазару Q0957+561. Однако выводы, которые он делает на основании своих наблюдений, подчас не лезут ни в какие ворота (например, петли космических струн, которыми он пытался объяснить мерцание двойного квазара в Большой медведице и т.д.)

Однако возмущение сотрудников ГАИШ вызвал отнюдь не факт публикации теорий Шилда. Тем более, что теория МЕСО действительно существует, хотя из данных американца сделанные им выводы и не следуют. Дело в том, что статья «НГ» практически полностью цитирует соответствующую статью на сайте «Инопресса», переводчики которого нашли июльскую публикацию 2006 года в NewScientist'e и опубликовали её перевод 10 января 2007 года.

Но самое главное - слова, которые принадлежат Шилду и автору статьи в New Scientist'e Дэвиду Шиге, корреспондент «НГ» Наталия Лескова приписала заместителю директора ГАИШ Игорю Герасимову.

Попытка журналистов «Газеты.Ru» поговорить с ним увенчалась полным провалом - дело в том, что замдиректора ГАИШ по научной части профессор Игорь Анатольевич Герасимов УМЕР в марте 2005 года. И, соответственно, давать подобные комментарии (тем более, со столь откровенным плагиатом) не мог, заявил «Газете.Ru» его преемник на этом посту Сергей Анатольевич Ламзин.

Анализ выложенных на сайте «НГ» статей показал, что Наталия Лескова и Анна Пименова как минимум пять раз, начиная с 12 апреля 2006 (!) года, брали комментарии у умершего Игоря Герасимова в статьях: «Темные шары» - аккумуляторы пространства (12.04.2006); Дальше, дальше, дальше– к Большому Взрыву (12.04.2006); Галактика пускает пузыри (23.08.2006); К Земле летит Нечто на огромной скорости (25.10.2006); Магнитные фантомы космоса (10.01.2007).

Сотрудники ГАИШ, сообщившие «Газете.Ru» о «фантоме Герасимова», узнав, что имя покойного учёного использовалось неоднократно, возмутились ещё больше. И сейчас доктор Ламзин готовит официальные письма в различные инстанции с требованием объяснить, как журналисты «НГ» смогли столько раз поговорить с человеком, умершим в 2005 году, о событиях 2006-го.

10 ЯНВАРЯ 2007   16:45

Оригинал статьи

После этой публикации в ГАИШ пришло письмо от ответственного редактора приложения "НГ-наука" "Независимой газеты" А.Г.Ваганова, который пишет:

Уважаемый Сергей Анатольевич. Спасибо вам за оперативно присланный комментарий к злосчастной публикации Н. Лесковой. Хочу сообщить вам, что редакция предприяла определенные (поверьте, достаточно жесткие) меры, чтобы не допустить в дальнейшем появления подобного рода материалов на страницах "НГ". Помимо административного наказания всех причастных к публикации статьи, в завтрашнем, 12 января (пятница), номере "НГ" выйдет заметка, в которой объясняется ситуация и приносятся извенения от имени редакции всем, интересы кого данная публикация затронула. Еще раз спасибо вам за понимание возникшей, косвенно и по моей вине, проблемы. Хочу еще раз принести и от себя лично извинения вам, и вашим коллегам.

Ваганов Андрей, отв. ред. приложения "НГ-наука" "Независимой газеты".

После получения этого письма дирекция ГАИШ МГУ считает инцидент исчерпаным, поскольку извинения принесены, и у нас нет оснований сомневаться в словах весьма уважаемого в научных кругах журналиста А.Г. Ваганова о том, что подобное больше не повторится и автор "интервью" должным образом наказан.