Роман Львович Хотинок (1928—2016)
11 августа 2016 года ушел из жизни Роман Львович Хотинок. Он родился 2.04. 1928г. в Москве у Яузских ворот. Астрономией заинтересовался с детства, после посещения планетария, и уже в 4-м классе прочитал книги К.Э. Циолковского "Грезы о Земле и небе" и "Ракетой на Луну". Возвратившись в 1943 г. из эвакуации в Пермской области (где продолжал пополнять свои астрономические познания в библиотеке, даже тайно от родителей пропуская ради этого школу…), он в 1945 г. стал членом Всесоюзного астрономо-геодезического общества (ВАГО), где занимался в основном наблюдениями метеоров. В 1945-1968 гг. Р.Л. работал в летние каникулы демонстратором-экскурсоводом в планетарии и на других астрономических площадках в Москве. Его первая научная статья "Дрейф метеорных следов над Тулой" была опубликована в 1949 г. В последующие годы он написал около сотни статей по метеорной астрономии и метеоритике. В 1949 г. после метеорной экспедиции в пос. Фирюза под Ашхабадом, Р.Л. остался в Ашхабаде и поступил на 2-й курс физмата Ашхабадского педагогического института, который окончил в 1952 г. уже как университет (с 1951 г.). Годы получения им высшего образования и начала научной деятельности прошли т.о. на юге, в Туркмении. Это были трудные первые послевоенные годы. Студентом Р.Л. подрабатывал в вечерней железнодорожной школе рабочей молодежи. Затем по распределению полгода работал учителем физики в железнодорожной школе г. Чарджоу, а с 1953 г. три года учителем физики и астрономии в железнодорожной школе в приграничном, по существу военном городке Кушка - тогда самом южном в СССР (на границе с Афганистаном) и одновременно в вечерней школе при Доме офицеров; вел астрономический кружок, по ночам наблюдал телескопические метеоры. Прекрасное небо и сравнительно слабая инструментальная база окончательно определили область его научных интересов – главным образом, это была метеорная астрономия. В те годы на обсерватории под Ашхабадом работал известный исследователь метеоров И. С. Астапович, что, вероятно, также повлияло на выбор специализации Р. Л. Хотинка. Именно он, а также выдающийся астроном и геофизик В.В. Федынский, позднее еще и известный исследователь метеоритов Е.Л. Кринов стали научными наставниками Р.Л.Хотинка.
Летом 1955 г. Р.Л. вернулся в Москву и поступил на работу в вечернюю школу Управления милиции г. Москвы, где также преподавал физику и астрономию. Учениками его были руководящие московские милиционеры - начальники отделений милиции и МУРа, служб охраны библиотеки им. В.И. Ленина, ВДНХ и метрополитена, в основном капитаны, майоры и полковники, для которых молодой знающий учитель стал высочайшим авторитетом. Весной 1957 г. Р.Л. поступил на работу в Астрономический совет АН СССР (ныне Институт астрономии РАН), где занялся подготовкой к наблюдениям искусственных спутников Земли. Уже летом 1957 г. в командировке от Астросовета он проводил практические занятия в Фирюзе для будущих начальников станций по наблюдениям ИСЗ (около 150 человек, три потока). В мае 1958 г. вернулся в Москву и организовал станцию наблюдений на крыше старого ГАИШ на Красной Пресне (для наблюдений третьего ИСЗ). За удачно сфотографированное им при этом полярное сияние в Москве получил благодарность от директора ИЗМИРАН Н.В. Пушкова. Летом 1959 г. станция наблюдений ИСЗ Астросовета была переведена на территорию Института физики атмосферы АН СССР в деревню Ново-Шихово Звенигородского района Московской обл., и Р.Л. был назначен ее первым начальником. Всего он провел около 2 тыс. наблюдений ИСЗ и предложил элементарный метод определения их координат – по одной (вместо традиционно – по двум) звезде. В 1960 г. уволился из Астросовета и два учебных года преподавал физику в вечерней школе, а в 1962 г. перешел на работу в только что открытый Дворец пионеров на Ленинских (ныне Воробьевых) Горах. Здесь Роман Львович стал первым сотрудником отдела астрономии – заведовал астрокабинетом и обсерваторией, вел занятия в кружках, выезжал в экспедиции по наблюдениям серебристых облаков и метеоров. Результаты наблюдений метеорных потоков публиковались в научных журналах ("Бюллетене ВАГО" и в сменившем его "Астрономическом вестнике"). В 1964-1967 гг. он заведовал также астрокабинетом в Московском планетарии, продолжая наблюдения метеоров. Долгое время Р.Л.Хотинок был руководителем Метеорного отдела Московского отделения ВАГО, занимался организацией работы метеорных экспедиций, участниками которых становились в основном молодые начинающие любители астрономии, подготовкой к публикации результатов обработки их наблюдений. В 1967-1972 гг. Р.Л. работал методистом отдела астрономии в павильоне "Космос" на ВДНХ. Павильон открылся к 7 ноября 1967 г. - 50-летию Октябрьской революции. На открытие приезжали руководители государства – Л.И. Брежнев, А.Н. Косыгин и Н.В. Подгорный.
В 1972 г. Р.Л. перешел на работу в Комитет по метеоритам (КМЕТ) АН СССР и занялся в основном научно-организационной работой по поиску новых метеоритов для коллекции АН СССР. Еще работая на ВДНХ, участвовал в двух экспедициях КМЕТ ( 1970-1971 гг.) по изучению грандиозного и знаменитого Сихотэ-Алинского железного метеоритного дождя (общей массой около 100 т), который упал 12 февраля 1947 г. в Приморском крае в Уссурийской тайге. В 1973-1975 гг. Р.Л. принимал участие еще в трех таких экспедициях.
В КМЕТ приходило много писем о наблюдениях болидов и находках метеоритов, а также бандероли с образцами для диагностики. Роман Львович вел обширную переписку с населением по поводу таких подозрительных камней и кусков железа, которые могли бы оказаться метеоритами. Все они проверялись, лично Р.Л.Хотинок написал около 5000 ответов. Знавших его людей привлекала не столько значимость получаемых им результатов, сколько полное и безусловное погружение в изучаемую область, широкие и действенные контакты не только со специалистами, но и с многочисленными любителями. Руководя их метеорными наблюдениями, он оказывал им помощь в доведении "до числа" результатов обработки их наблюдений. При этом Р.Л. чётко понимал, что на первый взгляд примитивные визуальные наблюдения (счет метеоров) могут дать при правильной (статистической) постановке дела вполне объективные данные о численности метеорных частиц в окрестностях земной орбиты (что становилось особенно важным для разработки методов обеспечения безопасности полетов космических кораблей). Именно Р.Л.Хотинок предложил в качестве наиболее эффективных наблюдения болидов из космоса.
В КМЕТ среди множества получаемых сообщений о новых находках, часто смешных и безграмотных, он умел выделить такие, которые содержали сведения, могущие привести к открытию нового метеорита. К своим «народным» корреспондентам он относился строго, но уважительно и благожелательно, и это приносило успех – рост национальной метеоритной коллекции. Особенно памятным стало деятельное участие Р.Л.Хотинка в сборе у населения и доставке в Москву материала обнаруженного в 1979г. самого большого в СССР каменного метеоритного дождя «Царев» ((всего было найдено 80 осколков массой от 294 кг до 50 г. и общей массой в 1,6 т!). Как выяснилось из архива болидов в КМЕТ, он выпал в Волгоградской обл. 6 декабря 1922 г., но попытка найти его фрагменты тогда же не удалась самому Л.А. Кулику. Они были обнаружены лишь спустя 57 лет на полях совхоза газосварщиком Б.Г. Никифоровым – любителем астрономии, который обратил внимание на тяжелые камни, использовавшиеся односельчанами для утяжеления… борон на полях, и прислал в КМЕТ АН СССР образец. На его спиле в КМЕТ сразу заблистали мелкие включения никелистого метеоритного железа в черной каменной массе-матрице – первый признак неземной природы находки. В КМЕТ Р. Л. вел большую работу и по сбору сведений от населения о наблюдавшихся болидах. Р.Л. Хотинок совместно с И.Т. Зоткиным обработали хранящийся в КМЕТе архив (около 2500 сообщений) о полетах болидов в атмосфере с начала XX в. и оценили приток метеорной материи на Землю - около 100 т в сутки.
Роман Львович был весьма незаурядным человеком. Участвуя в экспедициях в район падения Сихотэ-Алинского метеоритного дождя (в одной из которых приняла участие и его жена), он удивлял нас, его коллег, своим умением влиться в жизнь таежного лагеря экспедиции и самой тайги, где даже тучи мошки были ему нипочем: единственный, он не прятался от нее в энцефалитку, а встречал этих безжалостных агрессоров с обнаженным торсом, обороняясь лишь диметилфталатом… Возвращаясь с ним с дальних участков в лагерь порой в полной темноте, мы уверенно находили благодаря его интуиции дорогу среди таежных зарослей…
После драматической ликвидации в конце 70-х КМЕТ как самостоятельного научного учреждения и включения его в одну из Лабораторий ГЕОХИ АН СССР Р.Л. Хотинок продолжил интенсивную работу и там. Последним ярким событием в нашей метеоритике, в исследовании которого принял участие Роман Львович, тогда уже сотрудник ГЕОХИ, было падение железного метеорита "Стерлитамак" в Башкирии 17 мая 1990 г. Он упал на хлебное поле, образовав кратер диаметром 10 и глубиной 5 м. В нем Р.Л. (приехавшим на место падения уже на следующий день с другим сотрудником ГЕОХИ) сразу было найдено два фрагмента метеорита в 3 и 6 кг, а с помощью миноискателя - еще около 1,5 кг осколков вокруг. Через год школьники обнаружили там же массу в 315 кг. Общая масса метеорита была оценена примерно в 1 т.
В итоге научно-организационной работы Р.Л. выявил 25 новых метеоритов (рекорд СССР!), пополнивших метеоритную коллекцию КМЕТ АН. Общий стаж его деятельности в метеоритике составил коло 40 лет.
Уйдя на пенсию, особенно в последние годы жизни, Роман Львович неожиданно склонился к философским обобщениям, к размышлениям о природе человеческого познания, к соотнесенности процессов физического, социального и интеллектуального мира. (Его многочисленные, более сотни, оригинальные высказывания и афоризмы в этой области были собраны его друзьями и выложены в интернете председателем РОЛМ – с новой расшифровкой этой известной ранее аббревиатуры как «Российское общество любителей метеоритики» – А.К.Станюковичем). Трудно сейчас оценить эту сторону его личности. Скажем, его выражение "энтропия общества" (т.е. общество существует, но создать ничего не может), вероятно, стоило бы принять в рассмотрение в области так называемых общественных наук. Более того, с большим вниманием и интересом относились к философским размышлениям Романа Львовича Хотинка такие известные деятели науки как академик - радиоастроном и астрофизик Н.С. Кардашев, космолог А.Д.Чернин, который на кончину Р.Л. откликнулся словами: «Роман Львович – энтузиаст науки, человек мудрый, остроумный и жизнерадостный. Таким мы его и будем помнить».
На прощании с Романом Львовичем 15.08 его многолетние коллеги вспоминали его самыми теплыми словами и вместе с его научными заслугами особенно отмечали его удивительно спокойный, бесконфликтный характер, умение общаться с людьми и мудро гасить самые острые разногласия.
Роман Львович был прекрасным семьянином, прожив со своей женой Серафимой Аркадьевной 54 года и воспитав в дружной семье дочку и внучку. До последних лет, пока позволяло здоровье, он не прерывал связей со своими коллегами и часто звонил нам, делясь своими соображениями, в том числе новыми – в философии. Роман Львович сослужил важную услугу и … истории науки – написал свою автобиографию, ценные сведения из которой и помогли составить этот некролог (с ней и другими материалами о нем можно ознакомиться в яндексе по адресу: Р.Л.Хотинок).
Именем Романа Львовича Хотинка названа малая планета - астероид («Хотинок» , №4428, открыта Н.С.Черных в КРАО 18.09.1977 г.).
Смерть Р. Л. Хотинка произошла перед самым максимумом особенно активного постоянного метеорного потока «Персеиды». Космический, прощальный на этот раз, салют как бы был посвящен безупречному рыцарю, Дон Кихоту метеорной астрономии и метеоритики, философу Жизни и Космоса Роману Львовичу Хотинку.
Группа сотрудников и товарищей.