19 мая 2017 года исполняется 70 лет Николаю Геннадиевичу Бочкарёву.
16.05.2017

19 мая 2017 года исполняется 70 лет ведущему научному сотруднику ГАИШ МГУ, доктору физико-математических наук Николаю Геннадиeвичу Бочкарёву

Вся жизнь Николая Геннадиевича связана с астрономией, с ГАИШ МГУ. Окончив в 1971 году Астрономическое отделение Физического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова и аспирантуру Николай Геннадиевич постоянно работает в ГАИШ. В 1976 году он стажировался во Франции, в 1984 и 1991 – в США. Н.Г.Бочкарёв – учёный с мировым именем. Он автор более 350 научных статей, обзоров и 8 книг, в т.ч. учебного пособия «Основы физики межзвездной среды», выдержавшего 3 издания. Основные научные работы относятся к изучению свойств межзвездной среды, активных галактических ядер (AGN), рентгеновских двойных систем. Имеет публикации по астробиологии, археоастрономии, истории астрономии и телескопостроению.

Николай Геннадиевич Бочкарёв в 1970-1973 гг. построил количественную теорию взаимодействия проникающей радиации с разреженной космической плазмой. Им изучены сверхоболочки вокруг ОВ звездных ассоциаций и в 1986-1992 гг. показано, что Местная межзвездная среда является сверхоболочкой, сформированной ОВ звездной ассоциацией Sco-Cen. В 1988 г. им был открыт новый класс рентгеновских источников – туманности образованные звездным ветром. В 1982 г. он предложил метод эхокартирования (реверберационного картирования) AGN и впервые в мире начал применять его на практике. С 1986 г. совместно с А.И.Шаповаловой и др. ведет работы по мониторингу AGN с целью определения массы, размеров, строения «центральной машины», в основном методами эхокартирования и изучения долговременной переменности. С 1992 по 2002 гг. руководил российским сегментом международной программы "AGN Watch". Совместно с Е.А.Карицкой и Н.И.Шакурой построил детальные модели фотометрической переменности и переменности линейной поляризации двойных рентгеновских источников и получил ограничения на параметры системы, в т. ч., первого кандидата в черные дыры – источника Cyg X-1 (1975). Изучал оптические проявления ряда двойных рентгеновских источников. В 2007-2009 гг. им совместно с Е.А.Карицкой открыто магнитное поле в системах, содержащих черные дыры.

Николай Геннадиевич с 1979 г. руководит рабочей группой (ныне секцией) «Межзвездная среда и звездообразование» Научного совета по астрономии РАН, с 2010 г. – член Совета по астробиологии РАН. С 1991 г. Н.Г.Бочкарёв – главный редактор основанного им научного журнала Astronomical and Astrophysical Transactions, соучредитель Астрономического общества и его почетный член, почетный член Армянского астрономического общества, ассоциации планетариев России, член-учредитель Европейского астрономического общества, Европейского общества содействия развитию науки (Euroscience), вице-президент Союза научных обществ России (1993-1996), член МАС (с 1984) и других научных обществ.

Н.Г.Бочкарёв – заслуженный научный работник МГУ им. М.В.Ломоносова, почетный работник высшего профессионального образования РФ, почетный деятель науки и техники Москвы. Награжден медалью «В память 850-летия Москвы», юбилейным нагрудным знаком «250 лет МГУ им. М.В.Ломоносова», юбилейными медалями АстрО (2008) и «100 лет Тунгусскому метеориту» (2008), грамотой губернатора Нижегородской области (2007). В его честь назван астероид Главного пояса «19915 Bochkarev».

Николай Геннадиевич пользуется заслуженным авторитетом и уважением среди отечественных и зарубежных астрономов, в том числе и коллег по институту. Он – надёжный друг и товарищ. Его главные черты – неравнодушное отношение к людям, упорство в достижении поставленных целей и, конечно, большой талант исследователя.

За многолетнюю, добросовестную и плодотворную работу в Государственном астрономическом институте имени П.К.Штернберга Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, большие заслуги в области в области астрономических исследований и в связи с 70-летием со дня рождения объявить ведущему научному сотруднику отдела звездной астрофизики ГАИШ МГУ, доктору физико-математических наук

Николаю Геннадиевичу Бочкарёву

Б Л А Г О Д А Р Н О С Т Ь .

ДИРЕКТОР ГАИШ МГУ
академик РАН А.М.ЧЕРЕПАЩУК

Коллектив ГАИШ МГУ горячо и сердечно поздравляет Николая Геннадиевича с 70-летним юбилеем. Желаем Вам, дорогой Николай Геннадиевич, крепкого здоровья, большого личного счастья и новых творческих достижений и открытий на благо нашей любимой науки – астрономии.