Ломоносовские чтения 2019 г.
28.02.2019

Рекомендация докладов, выдвинутых для включения в программу Ломоносовских чтений 2019 г. от астрофизических подразделений

6 марта состоится очередное заседание Координационного Совета по Астрофизике в 15:00 в к.з. ГАИШ.

Список предлагаемых докладов:

1."35-дневный цикл в двойной рентгеновской системе HZ Her / Her X-1: фотометрические наблюдения и моделирование"

вед.ин. Колесников Д. А., зав.отделом Шакура Н. И., и.о.директора Постнов К. А., снс. Волков И. М., вед.инж. Голышева П. Ю. снс Щугаров С.Ю.

Абстракт:

HZ Her / Her X-1 . рентгеновская двойная система с орбитальным периодом 1.7 дня, в которой происходит дисковая аккреция с донора (HZ Her) на нейтронную звезду (Her X-1). Рентгеновские наблюдения показывают 35-дневную (20, 20.5 или 21 орбитальных периода) модуляцию рентгеновского потока: есть главное включение продолжительностью ~7 орбитальных периодов, рентгеновское затмение длиной ~5 орбитальных периодов, вторичное включение с меньшим рентгеновским потоком продолжительностью ~4 орбитальных периода и второе затмение длиной ~4 орбитальных периода, далее цикл повторяется. Рентгеновская модуляция связана с наклонённым к орбитальной плоскости, прецессирующим диском. Прецессия происходит в результате суммарного воздействия момента приливных сил со стороны донора и момента сил, связанных с динамическим действием аккреционных струй. Наклонение двойной системы близко к 90 градусам, поэтому такой диск периодически закрывает от наблюдателя источник рентгеновского излучения . нейтронную звезду. Широкополосная UBV-фотометрия системы производится с 1972 года, с тех пор получено ~16000 точек. Форма орбитальных оптических кривых блеска так же меняется в зависимости от фазы 35-дневного цикла. В данной работе для их воспроизведения мы использовали модель с наклонным, прецессирующим и изогнутым диском и свободно прецессирующей нейтронной звездой. Диск изогнут вблизи внутреннего края в результате воздействия магнитного поля нейтронной звезды. Момент магнитных сил зависит от фазы прецессии нейтронной звезды, дважды за период он обращается в нуль. Кроме того, интенсивность рентгеновского излучения так же зависит от фазы свободной прецессии, что приводит к переменному прогреву донора. Переменный прогрев донора модулирует интенсивность струй и момент сил, действующий на диск, что приводит к модуляции скорости прецессии диска. Данная модель хорошо описывает оптические наблюдения и продолжительность рентгеновских включений.

2. "Двухлучевой спектрограф низкого разрешения для 2.5 метрового телескопа КГО ГАИШ"

снс Потанин С.А.,зам.дир. Белинский А.А., зав.лаб.КГО Шатский Н.И.

Абстракт.

В докладе представлено подробное описание устройства спектрографа ТДС (транзиентный двухлучевой спектрограф) для 2.5 метрового телескопа КГО ГАИШ. Обсуждаются его возможности и круг задач, которые могут быть решены с его помощью. Приводятся результаты, полученные в лабораторных условиях, а также наблюдения различных объектов на 2.5 метровом телескопе, выполненные в тестовом режиме.

3."Поиск аномалий в Открытом Каталоге Сверхновых звезд методами машинного обучения"

н.с. Корнилов М.В., н.с.Маланчев К.А., н.с.Пружинская М.В., Ишида Э., Мондон Ф., Вольнова А.А.(ИКИ РАН), Королев В.С. (ИКИ РАН)

Абстракт:

Грядущее поколение крупных астрономических обзоров (LSST, ZTF) произведет революцию в нашем понимании Вселенной, однако при этом нам придется столкнуться с огромными объемами данных и связанными с ними проблемами. Одна из них . это невозможность использования человеческих ресурсов для поиска новых необычных астрофизических объектов. Кроме того, большинство данных, полученных этими обзорами, будут фотометрическими, и мы не сможем рассчитывать на спектроскопическую поддержку всех наблюдений. Целью работы является поиск аномальных объектов в Открытом Каталоге Сверхновых (http://sne.space/) методами машинного обучения. В данной работе мы объединили усилия экспертного анализа и методы машинного обучения. Мы разработали программное обеспечение, которое позволяет обнаруживать аномалии в данных, и провели астрофизический анализ всех объектов с необычными свойствами. Если мы не хотим пропускать новую науку, скрытую в больших объемах данных, получение которых сопряжено с огромными умственными и финансовыми затратами, подобные инструменты поиска и анализа аномалий просто необходимы.

4."Результаты многолетних исследований рентгеновской двойной Лебедь X-1".

вед.н.с. Бочкарев Н.Г., Карицкая Е. (ИНАСАН РАН)

Абстракт.

Обзор результатов наших многолетних исследований, ведущихся с 1974 г. Использовались различные методы и наблюдательные данные (фотометрические, спектральные и поляриметрические), а также привлекались ASM/RXTE рентгеновские наблюдения.

Помимо орбитального компонента фотометрической переменности обнаружены и исследованы различного вида вспышки, дипы и выявлены периодичности, в том числе т.н. "прецессионный период". Обнаружена нестационарность перетекания вещества со сверхгиганта на вырожденный компонент. Выявленное запаздывание рентгеновской переменности относительно оптической указывает на короткое время прохождения материи через аккреционную структуру.

Анализ линейной поляризации при электронном рассеянии и переизлучении в атмосферах звезды и диска в применении к Cyg X-1 показал, что переменность линейной поляризации обусловлена в основном рассеянием в оптически тонком газе, расположенном несимметрично относительно линии, соединяющей компоненты, а прецессия происходит в сторону орбитального движения.

Сопоставление наблюдаемых спектров высокого разрешения с модельными не-ЛТР спектрами позволило установить пределы на параметры О-сверхгиганта (оптического компонента рентгеновской двойной Лебедь Х-1): Teff = 30400+/-500K, log g = 3.31+/-0.07 и избытки содержания элементов: от 0.4 dex до 1.0 dex для He, N, Ne, Mg, Si, т.е. элементов -продуктов CNO- и альфа-процессов.

В результате изучения 44-летнего ряда многоцветной фотометрии и спектральных наблюдений сделан вывод о переменности фундаментальных параметров сверхгиганта в системе Cyg X-1 на временной шкале годы - десятки лет. Найдена связь между включениями хаотической переменности в рентгене, падением блеска в фильтре U и увеличением глубины линий поглощения. Это связывается с увеличением размера звезды, заполняющей полость Роша, вызывающим неустойчивость перетекания газа.

На основе орбитальной переменности профиля линии HeII 4686A были выполнены 2D и 3D томографические исследования, позволившие уточнить модель системы и получить информацию о течении газа. Реализованная доплеровская 3D-томография позволила получить информацию о движении газовых потоков впервые в направлениях, отличных от орбитальной плоскости.

Спектрополяриметрические наблюдения на 8-м телескопе VLT ESO позволили выявить на сверхгиганте магнитное поле ~100 Гс, которое может быть причиной пятен и неоднородности звездного ветра на его поверхности. Давление магнитного поля должно влиять на структуру течения вещества - из района магнитных полюсов следует ожидать более сильного истечения звездного ветра. Результаты 3D доплеровской томографии, полученным из спектральных наблюдений 2007 г., по времени совпадающим с наблюдениями магнитного поля, подтверждают это. Они указывают на существование газового потока со скоростью 300 км/с примерно из области магнитного полюса. Изменение конфигурации магнитного поля относительно линии донор - аккретор может приводить к переменности аккреции. Впервые получено подтверждение магнитной аккреции на черную дыру.

5."Поиск гравитационных красно-смещенных аннигиляционных линий в рентгеновских спектрах галактических черных дыр."

в.н.с. Титарчук Л.Г., в.н.с. Сейфина Е.В

Абстракт:

Мы обнаружили гравитационно-красносмещенные аннигиляционные линии в рентгеновских спектрах источников с черными дырами (ЧД) на энергиях 15-40 кэВ. Мы детально изучили эту спектральную особенность в разных спектральных состояниях источников: с низкой светимостью и жестким спектром, с высокой светимостью и мягким спектром, а также промежуточных состояниях (ПС). Использованы данные рентгеновских наблюдений с бортов орбитальных обсерваторий RXTE, INTEGRAL и BeppoSAX для двойных галактических ЧД Cyg X-1, GX 339-4, GRS 1915+105, SS 433 и V4641 Sgr, полученных. Для фитирования широкополосных энергетических спектров этих источников была использована аддитивная модель XSPEC, состоящая из Комптонизационного компонента и линии железа с гауссовым профилем. Обнаружен сильный избыток в диапазоне 15-40 кэВ некоторых из спектров в ПС для всех пяти вышеупомянутых источников, которые хорошо описываются чернотельной моделью (с температурой ~4,5-5,9 кэВ). Избыточное излучение на 15-40 кэВ обнаружено, когда фотонный индекс жесткого хвоста спектра . был больше 1,8 и меньше 2,8. Недавно Лоран и Титарчук (Laurent & Titarchuk, 2018) продемонстрировали возможность наличия гравитационно-красной смещенной эмиссии аннигиляционной линии в ЧД с использованием моделирования Монте-Карло, и поэтому наблюдаемое обнаружение избытка излучения на соответствующих энергиях позволяет предположить, что эти избытки возможно являются гравитационно-красной смещенной аннигиляционной линией в этих двойных системах.

6. "Обнаружение оптического источника GRB 161017A и уникальные многоволновые наблюдения космической обсерватории МГУ "Ломоносов" и Глобальной сети МАСТЕР МГУ"